СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
гут привести к разрушению целесообразного поведения, что обычно и набл
юдается при тяжелых стрессовых состояниях и неврозах.
Органическая взаимосвязь двух основных компонен¬тов эмоций — объективн
ого и субъективного — способ¬ствует реализации их вероятностно-прогнос
тических функций в регуляции поведения человека.
532
Человек испытывает счастье, когда наступает совпадение задуманного и д
о-стигнутого или когда он приближается к этому моменту. Замыслы, идеал
ы, цели и мечты — результаты предвосхи¬щения еще отсутствующих в дейст
вительности событий, но не было бы их, не было бы и приятных чувств. Ч
еловек, стремящийся испытать сильные положительные эмоции, полностью п
онять, на что он способен, должен ставить пе¬ред собой, пусть трудные
и далекие, но весьма желаемые цели, именно их достижение приносит ему
ощущение счастья. Чем ближе и доступнее цель, тем скромнее поло¬житель
ная эмоция, испытываемая при ее достижении. Великие силы рождаются для
великой цели. Человек, поставивший перед собой трудную, но личностно
очень значимую задачу, становится здоровее физически и ус¬тойчивее пси
хически, так как значимая цель повышает устойчивость к травмирующим фа
кторам.
Для того чтобы выявить новые отношения между явлениями, необходимо либ
о суметь увидеть объект в дру¬гом ракурсе, либо логическим путем прийт
и к новому заключению, включив в рассуждения новые аргументы. Эти разл
ичные способы обнаружения новой информации связывают в последние годы
с преимущественной работой разных полушарий мозга, где левое полушарие
у праворуких теснее связано с логическими способами обработки, а прав
ое — с одномоментным процессом интуитивного усмотрения решения.
Использование логического аппарата облегчает об¬щение, делая его более
однозначным, и позволяет человеку радикально ускорить процесс индивид
уального усвоения того пути, который до него прошло человечество, испо
льзо¬вать обобщенный опыт и мыслительные операции наших предков. С пом
ощью индукции и экстраполяции мы вы¬ходим за сферу непосредственно наб
людаемых фак¬тов, выявляем и проверяем новые закономерности. Однако не
льзя сказать, что логический способ мышле¬ния — единственный путь к от
крытию нового. Важными преимуществами обладает и другой («правополушар
ный») путь познания — образное, интуитивное мышление. Каждое полушарие
вносит нечто, присущее только ему, в любой психический процесс, и пер
спективы решения кон¬кретной задачи зависят от сбалансированности их у
частия и оптимальности вклада.
533
Специфика участия правого полушария в восприятии проявляется в обеспе
чении правильного отражения теку¬щего времени, реальных примет окружаю
щей обстановки и пространственных отношений внешних сигналов и соб¬ств
енных действий. Вклад левого полушария в те же процессы восприятия про
странства и времени определяется установлением хронологического порядк
а, последователь¬ности событий, включением обобщенных представлений о
временах года, днях недели, частях света, признаках, отличающих челове
ка от животных и т. д.
Правое полушарие более тесно связано с восприятием чувственной информа
ции, поступающей из внешней и вну¬тренней среды организма, имеет прямо
е отношение к ана¬лизу информации, получаемой человеком непосредственн
о от своего собственного тела и не связанной с вербально-логическими к
одами. Оно обеспечивает первичную пере¬работку вестибулярных, зрительн
ых, слуховых импульсов, поступающих через анализаторы и дающих предста
вление о конкретных образах предметов и их пространственных отношениях
, а также реализует восприятие интонацион¬ных, ритмических и регулярны
х структур всех видов. Установление отношений в поле «здесь и теперь»
в боль¬шей мере свойственно правому полушарию, поскольку именно оно об
рабатывает информацию в реальном време¬ни и пространстве, и в этом про
цессе одномоментно выявляются структурные свойства объектов, дающие це
¬лостные представления о пространственных соотношениях его частей [86,
88].
Левое полушарие тоже выявляет пространственные и временные отношения,
но принципиально иным способом. Так, при обработке информации в левом
полушарии может происходить деформация реальной временной шкалы — ее р
астяжение и сжатие. Возможно, это отчасти опреде¬ляет способность лево
го полушария к логическому сбли¬жению и установлению мысленных связей
между фактами и обстоятельствами, находящимися в далеких отношениях. Т
аким образом, специфика восприятия определяется непо¬средственной для
правого полушария и опосредованной для левого связью с внешней средой.
Долговременная память каждого полушария также имеет свои отличия. Лево
е полушарие использует ин¬формацию о вероятностных свойствах событий и
статисти¬ческих связях языка. Память в правом полушарии — эпизодическ
ая,
534
данная в контексте, а в левом — класси¬фицированная по множеству разли
чных оснований и дан¬ная вне контекста. Если использование эпизодическ
ой памяти создает возможность быстрого узнавания, то семантическая пам
ять левого полушария допускает большую произвольность воспроизведения
и экстраполяцию по вероятностным свойствам объектов, т. е. опреде¬ляет
предсказуемость ситуаций. Можно думать, что пра¬вое полушарие упорядо
чивает информацию о прошлом, а левое на этой основе строит прогноз о б
удущем.
Полушария по-разному участвуют в эмоциональной жизни человека. Поражен
ие большинства областей левого полушария сопровождается ощущением поте
ри, беспо¬мощности, подавленности. При аналогичном по объему поврежден
ии соответствующих областей правого полу¬шария чаще наблюдается сдвиг
настроения в положи¬тельную сторону. Правосторонние нарушения приводят
не только к тому, что человек перестает правильно оцени-вать свое сос
тояние (например, иногда даже не знает, что он парализован) и поэтому
ничто не нарушает его хорошего настроения, но сверх того он не в состо
янии правильно воспринимать эмоциональное состояние дру¬гих людей. Пра
вое полушарие осуществляет глобальную оценку значимости ситуации, схва
тывание смысла сигна¬лов среды и своего состояния и поэтому определяет
адекватное эмоциональное состояние.
В результате многократной обработки зрительной ин¬формации в правом по
лушарии формируются схемы — образования, не только сохраняющие элемент
ы сходства с исходным объектом, но и зависящие от конкретной деятельно
сти человека, от контекста в широком смысле этого понятия. Эти образов
ания всегда целостные, отражающие пространственно-временные особенност
и объекта. Знаки (и стоящие за ними значения), с которыми главным обра
зом оперирует левое полушарие, отражают постоянные свойства воспринима
емого мира — образования, свободные от контекста. Зрительно непред¬ста
вимым ситуациям может быть сопоставлено слово, с которым, как со своим
объектом, может оперировать левое полушарие.
На основе целостных ситуационно зрительных обоб¬щений, свойственных пр
авому полушарию, развиваются присущие левому полушарию формы логическо
й категоризации,
535
обеспечивающие произвольность воспроизведения информации из памяти. Со
здается впечатление, что в правом полушарии отношения выявляются еще н
е ло¬гическим путем, а непосредственно через движение и ди¬намику посл
едовательных состояний. Предполагается, что целостные описания формиру
ются с помощью мыс¬ленных динамических операций, таких, как вращение,
передвижение, упрощение, завершение, расчленение и т. д
Тесная связь левого полушария с речью обусловли¬вает его особое влияни
е на осознание процессов и явлений. Однако возможно, что и правое полу
шарие вносит свой вклад во взаимодействие сознания и подсознательных п
роцессов. Известны два способа взглянуть на себя со стороны — идентифи
кация и рефлексия. Идентифика¬ция (отождествление) — это воображаемая
подстановка (как бы я чувствовал и воспринимал себя на чужом месте). К
ней располагает эмпатия — способность к эмо¬циональному созвучию, соч
увствию. Рефлексия — логи¬ческое рассуждение от другого лица, сознател
ьная ре¬конструкция образа мыслей и поступков другого человека. Другим
фактом, говорящим о различном участии каждого полушария в процессах с
ознания, является то, что двумя главными образующими сознания, в соотв
етствии с кон¬цепцией А. Н. Леонтьева, выступают смысл и значение. Пон
ятие личностного смысла выражает связь индиви¬дуального сознания с лич
ным чувственно окрашенным опытом человека и его жизненным путем, а пон
ятие значения — зависимость его сознания от общества, в ко¬тором он жи
вет.
Идея взаимного влияния полушарий в процессе ре¬шения задачи в современ
ной научной литературе раз¬вивается, как правило, под углом зрения пер
ехода от чув¬ственного («правостороннего») к словесно-логическому («ле
востороннему») восприятию. Нам кажется необхо¬димым дополнить эту карт
ину пониманием того, что это лишь часть многократного процесса преобра
зования ин¬формации из образной в символьную форму, первый его виток.
Символы, сформированные в левом полушарии, могут быть вторично зритель
но представимы в правом, получая чувственную окраску и эмоциональную з
начи-мость. Этот новый, вторично чувственный образ может вновь пройти
символьную обработку и получить другое название и т. д. Такой путь мож
но сопоставить с последовательными этапами смены доминирования полушар
ий в процессе решения задачи (рис. 24, е).