СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
253
Цицерона [289] против Катилины, на которой училось много поколений ор
аторов, звучало так: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять на
шим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться на
д нами?» Выражения типа «Попытаемся решить этот вопрос совместно с вам
и», «А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны...», «Рассм
отрим эту проблему с иной точки зрения», «Что мы знаем об этом деле?»,
«И что же мы видим?» приглашают слушателя к активному взаимо¬действию
с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, приня
тые в разговорной речи.
Все приведенные рекомендации направлены на усиле¬ние действенности реч
и, но ее эффективность определя¬ется не только мастерством оратора. А.
Ф. Кони писал о том, что умение быть оратором достигается выполнением
ряда требований: «Этих требований или условий, по моим наблюдениям и
личному опыту, три: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точност
и и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться е
го гиб-костью, богатством и своеобразными оборотами... Нако¬нец, нужно
не лгать... Изустное слово всегда плодотворнее письменного, оно живит
и слушающего и говорящего. Но этой животворной силы оно лишается, ког
да оратор сам не верит тому, что говорит, и, утверждая, втайне сомнева
¬ется или пытается призвать себе на помощь вместо зрелой мысли громкие
слова, лишенные в данном случае внутрен¬него содержания. Вот почему л
учше ничего не сказать, чем сказать ничего» [138, с. 142].
Речь, открыв возможность общения людей в совмест¬ном труде, явилась ка
тализатором его совершенствования. Прежде всего она выступает для чело
века как способ орга¬низации своего и чужого поведения, как орудие ана
лиза внешней среды, поскольку слово выделяет объект, давая ему имя, вк
лючает его в категорию сходных. Речь — это всегда средство внешнего пр
оявления мыслей и чувств одного человека для другого.
СОЗНАНИЕ
Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним.
М. Кольцов
Сознание как высшая ступень развития психики
В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, кото
рая является общим ка¬чеством описанных психических функций. Разви¬тие
всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формировани
е у человека внутренне¬го отражения внешнего мира, в некотором смысле
его мо-дели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека от
ражается им как сознание. Марксизм исходит из активно-отражательной пр
ироды сознания. Объектив¬ный мир, воздействуя на человека, отражается
в его со-знании — превращается в идеальное, а сознание как иде¬альное
претворяется в действия, в реальное. Ленин писал, что сознание формиру
ется деятельностью, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность
(2, с. 194).
Один из основополагающих принципов советской пси¬хологии — принцип еди
нства сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи
и взаимо¬обусловленности: деятельность человека определяет фор¬мирова
ние его сознания, а последнее, осуществляя регу¬ляцию деятельности чел
овека, улучшает его приспособ¬ленность к внешнему миру [161]. Сознание
формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознан
ии синтезируются динамические модели действи¬тельности, при помощи кот
орых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительное, мысленное по¬строение действий, п
редусмотрение их последствий, конт¬роль и управление поведением челове
ка, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем са
мом и в окружающем его мире. Использование сознания по¬зволяет человек
у в конце процесса труда получить резуль¬тат, который уже в начале это
го процесса имелся в пред¬ставлении человека, т.е. идеально [6, с. 189
]. В отличие от животных, человек реализует не заложенную видовым опыт
ом программу поведения, определяемую чисто био-
256
логическими потребностями, а вырабатывает свою про¬грамму путем выдвиж
ения целей и задач.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуля¬ция поведения человек
а возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель вн
ешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипу-лиро
вание, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не тол
ько намечать цели будущего поведе¬ния, но и отчетливо их представлять.
Так реализуется предусмотрительность — представление последствий по-с
тупков до их совершения — и осуществляется поэтап¬ный контроль за приб
лижением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым п
оложением ве¬щей [389].
Преимущества внутренней модели перед необходи¬мостью реально опробоват
ь все намеченные действия про¬являются и в том, что она допускает пере
нос обучения, т. е. правильное решение новой задачи в неизвестной ране
е сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым крите¬риям новая
задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос искл
ючает необходимость накоп¬ления собственного практического опыта в каж
дой кон-кретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Одн
ако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе уч
ета динамических процес¬сов в модели может давать хорошие результаты т
олько в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: вед
ь любая модель инерционна, а если внешняя среда слишком изменчива, про
гноз на модели может при¬водить к ошибкам.
Очевидно, что без участия памяти не могут форми¬роваться и сохраняться
представления, которые являются объектами манипулирования при предвос
хищении резуль¬тата будущего поведения. Сам факт введения в память инф
ормации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимо
сти (иначе оно не попало бы в дол¬говременную память), а присутствие т
ам этой информации неизбежно приводит к включению ее во всю систему со
хранявшихся до нее сходных фактов, т. е. к перестройке последней. Таки
м образом, воздействие памяти на созна¬ние — активно, ибо такая перест
ройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.
какой лучше купить матрас для ребенка