СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
В процессе обучения в памяти человека фиксируются вероятности отдельны
х альтернатив, определяя поведение
113
в сходных ситуациях. Следующая формула учитывает влияние вероятности
отдельных альтернатив:
Т = а + b log N,
где а учитывает условную (временную) вероятность, b — вероятность данн
ого объекта [357].
Влияние вероятностной структуры сигналов видно из экспериментов Брунер
а [46]. Шести испытуемым предъяв¬лялись в дефиците времени для распозн
авания одновре¬менно два бессмысленных слова, образованных как стати¬с
тические приближения к английскому языку первого и четвертого порядков
. Испытуемые правильно определяли 43% букв первого слова и 93% второго
(с учетом их места в слове). Несмотря на то, что возможности предсказ
ания отдельных букв в обеих последовательностях равноценны, различие в
результатах распознавания зависело от того, что испытуемые «знали» ве
роятность следования букв друг за другом в родном для них английском я
зыке.
Человек нередко допускает ошибки, пытаясь оценить частоту событий, при
чем те из них, которые легче воспро¬изводятся его памятью (вспоминаютс
я), кажутся ему бо¬лее частыми. Испытуемым прочитали список из одинако
¬вого числа мужских и женских фамилий и спросили, каких больше? Больши
нство испытуемых ответило, что женских, поскольку женские фамилии прин
адлежали толь¬ко знаменитостям, а среди мужских фамилий таких не бы¬ло
.
Таким образом, использование все более разнообраз¬ных видов предынформ
ации об объекте позволяет сделать предсказание более глубоким и эффект
ивным. Осущест¬вляя преднастройку к действиям, человек принимает во вн
имание только те ситуации, которые прогнозируются с вероятностью, боль
шей некоторого порога. Смысл такой стратегии очевиден: при практически
необозримом числе возможностей человек упрощает сложную картину среды
, учитывая лишь малое число высоко вероятных событий. Можно было бы пр
едположить, что уменьшение времени реакции, связанное с уменьшением чи
сла альтернатив, опосредовано сопутствующим увеличением вероятности по
явления каждого объекта. Однако, как показывают исследования [328], вр
емя реакции на объект, имевший место в 75% всех предъявлении, было бол
ьшим, когда он
114
предъявлялся в опыте с четырьмя альтернативами, чем когда с двумя. Это
т факт говорит о том, что число альтер¬натив влияет на время реакции н
езависимо от вероятности появления стимула.
Стратегия случайного перебора человеком обычно не используется. Многие
поступки, которые кажутся человеку случайными, далеко не таковы. Напр
имер, если предло¬жить раскрасить клетки на бумаге в произвольной посл
е-довательности пятью цветными карандашами, то окажет¬ся, что раскраше
нные одинаково клетки будут соседство¬вать друг с другом значительно р
еже, чем это диктует слу¬чай. Такое поведение становится понятным, есл
и обратить внимание на то, что, изучив вероятностную природу окру¬жающ
его мира и пользуясь этой информацией, человек может выходить за преде
лы непосредственно восприни¬маемых свойств предметов и предсказывать с
войства, не¬доступные восприятию.
Ценность информации. Возможна ситуация, когда наи¬большее значение в р
ешении конкретной задачи имеет не самый вероятный стимул. Тогда на пер
вый план выдви¬гается его информативность (ценность).
Ценность сигналов для человека может определяться различными факторами
: характером получаемого подкреп¬ления, возможностями сигнала способст
вовать выбору и предсказанию, ролью сигнала в достижении цели дея-тель
ности. А. А. Харкевич [284] определил понятие цен¬ности информации в с
ообщении через увеличение вероят¬ности достижения цели. Он предложил м
еру ценности, являющуюся функцией отношения вероятностей достиже¬ния ц
ели до получения этого дополнительного сообщения и после его получения
. М. М. Бонгард [40] характеризо¬вал понятие полезной информации в соо
бщении измене¬нием трудности некоторой задачи, решаемой человеком. В к
ачестве меры трудности использовались логарифмы среднего числа проб, с
деланных в процессе решения за¬дачи до и после поступления этого сообщ
ения. А. Н. Кол¬могоров [130] вообще исключил использование вероят¬нос
ти при определении ценности информации. Им предло¬жен подход, согласно
которому ценность информации оп¬ределяется через длину программы, пот
ребной для ее извлечения. Информативностью обладают сигналы, сни¬жающи
е неопределенность и трудность задачи и повышаю¬щие вероятность достиж
ения цели. Если найден способ
115
отыскания таких ценных стимулов, то можно упорядочить их по этому нов
ому критерию, вновь сократить исходный класс объектов и ускорить время
выбора. Выяснилось, на¬пример, что придание одному из альтернативных
сигналов «аварийного» значения ускоряет реакцию на этот сигнал относит
ельно других, равновероятных с ним сигналов [164].
Установка. Избирательность памяти в значительной мере определяется суб
ъективной ценностью события — установкой. Скорость реакции зависит не
только от объек¬тивной вероятности события, но и от установки человека
на ожидание именно этого события. Роль непосредствен¬ной установки и
априорного знания в распознавании про¬демонстрировали исследования, в
которых испытуемым предлагали прослушать сильно зашумленную запись бес
е¬ды двух лиц [342]. После первого проигрывания записи слушатели ничег
о не поняли, тогда им сообщили, что собе¬седники обсуждают вопрос о за
казе нового костюма, о портных, ценах на одежду и фасонах. Затем запис
ь была проиграна вторично, и большинство слушателей ока¬залось в состо
янии проследить за всем разговором. Слова как бы сразу «всплыли наружу
». Полученный результат можно объяснить тем, что, не имея никаких пред
варитель¬ных сведений относительно обсуждаемого предмета, слу¬шатели в
ыдвигали гипотезы относительно любых тем. По¬лучив установку «о портно
м», они смогли сузить диапа¬зон гипотез, сконцентрировать свое внимани
е только на них и правильно распознать содержание беседы.
У человека формируется особая система, ожидания на основании знакомств
а с ситуацией. Если эта система не оправдывает себя на практике, то пр
оизводится ее за¬мена. Впечатления от повторяющихся ситуаций форми¬рую
т состояние внутренней готовности, которая проявля¬ется как тенденция
воспринимать вновь встречающийся предмет определенным образом, обуслов
ленным особен-ностями предшествующих восприятии. Установка облег¬чает
восприятие и опознание, повышая их скорость и точ¬ность, но иногда мож
ет привести и к ошибкам. Например, если рассматривать изображения в ве
рхнем ряду рис. 10, двигаясь слева направо, то последнее воспринимаетс
я как фигура сидящей женщины. Если рассматривать изо¬бражение второго
ряда в том же порядке, то последнее воспринимается как лицо мужчины. Т
ак под влиянием
116
разных установок одно изображение соотносится с различ¬ными категориям
и.
Экспериментально исследовалось влияние непосред¬ственной установки на
выдвигаемую гипотезу. С помощью интрукции у испытуемых двух групп созд
авали установку на появление слов, относящихся к определенным кате-гор
иям: животных или кораблей [391]. Затем испытуемым предъявлялось бессм
ысленное слово «sael» в дефиците времени. При установке на животных эт
о слово воспри¬нималось как «seal»— тюлень, если на корабли, то как «s
ail» — парус. Затем испытуемым обеих групп предла¬галась другая задача
— заполнить пробелы в словах с пропущенными буквами. Оказалось, что в
се испытуемые заполнили пробелы в соответствии с выработанной уста¬нов
кой. Следовательно, установка продолжала существо¬вать и после выполне
ния задания, при котором она была сформирована, влияя на последующее р
ешение сходной задачи.
Тротуарный бордюр читать далее.На www.aikisinten.spb.ru профессиональный клуб.серебряная свадьба сценарии.