СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Представляется уместным сравнить сказанное в предыдущем абзаце с подхо
дом фон Домаруса (Von Domarus, 1944) к систематическому анализу высказ
ываний шизофреников, фон Домарус полагает, что высказывания (и мысли)
шизофреника содержат ошибки в построении силлогизмов. Так, Барбара, ст
радающая шизофренией, строит свои высказывания на неправильных силлоги
змах, в которых - согласно этой теории - делает умозаключения на основ
е отождествления предикатов посылок. Примером такого ошибочного силлог
изма может быть построение:
Люди смертны.
Трава смертна.
Люди - это трава.
Но, по нашему мнению, формулировка фон Домаруса - лишь более точный (а
потому более ценный) способ сказать, что речь шизофреника богата мета
форами. С таким обобщением мы согласны. Однако метафора является незам
енимым орудием мышления и выражения чувств, характерным для всякой чел
овеческой коммуникации, даже научной. Концептуальные модели кибернетик
и или энергетические теории в психоанализе - это, в конце концов, лишь
особо отмеченные (labeled) метафоры. Особенность шизофреника не в том
, что он пользуется метафорами, а в том, что он не помечает их как так
овые. Он испытывает особые трудности в обращении с сигналами того клас
са, члены которого квалифицируют логический тип других сигналов.
Если наша формальная схематизация симптоматологии верна и если шизофре
ния в соответствии с нашей гипотезой является, по существу, следствием
внутрисемейного взаимодействия, то представляется возможным a priori
дать формальное описание тех последовательностей переживаний, которые
вызовут подобную симптоматику. То, что известно из теории обучения, со
гласуется с очевидным фактом: люди используют контекст как ключ для ра
зличения модальностей. Таким образом, мы должны искать не некое специф
ическое травматическое переживание в инфантильном опыте, а характерные
последовательности паттернов переживаний. Специфичность, которую мы п
ытаемся обнаружить, следует искать на абстрактном, или формальном, уро
вне. Важнейшая особенность этих последовательностей состоит в том, что
они должны формировать у пациента психологические привычки, проявляем
ые в шизофренической коммуникации. Иными словами, шизофреник должен жи
ть в мире, где последовательность событий такова, что его необычные ко
ммуникативные привычки в определенном смысле уместны. Выдвигаемая нами
гипотеза состоит в том, что последовательности такого рода во внешнем
опыте пациента определяют его внутренние конфликты, связанные с опред
елением логических типов. Для обозначения таких неразрешимых последова
тельностей переживаний мы пользуемся термином "двойное послание".
"Двойное послание"
Опишем необходимые составляющие ситуации "двойного послания" (ДП-ситуа
ции), как мы себе ее представляем.
1. Двое или более участников. Одного из них мы для удобства определени
я называем "жертвой". Мы не предполагаем, что ДП-ситуация создается ис
ключительно матерью; она может складываться и при участии обоих родите
лей или, возможно, братьев и сестер.
2. Повторяющийся опыт. Мы предполагаем, что "двойное послание" - повто
ряющийся "сюжет" в жизненном опыте жертвы. Наша гипотеза связана с дей
ствием не единичного травматического переживания, а некоего повторяюще
гося опыта, в результате которого ДП-ситуация становится привычным ожи
данием.
3. Первичное негативное предписание. Оно может принимать одну из двух
форм: