СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Например, человек практически неспособен использо¬вать случайные после
довательности, что ярко выявилось в ситуации игры с вычислительной маш
иной, придуман¬ной, чтобы вынудить его принять случайную стратегию. В
ходе этой игры человек должен был нажимать на одну из двух кнопок в сл
учайной последовательности, а машина, анализируя его предыдущие ходы,
должна была угадать, какую кнопку он нажмет на следующем ходе.
Поощряя случайные стратегии игроков, им, во-первых, сообщили, что если
их ход будет сделан случайно и во всей последовательности ходов не ок
ажется никакой зако¬номерности, то у машины не будет возможности предс
ка¬зать очередной ход. Тогда машина поделит очки пополам с игроком, т.
е. вероятность выигрыша для человека составит 50%. Во-вторых, их инфо
рмировали, что правила игры ставят человека в более выгодную ситуацию
— ему дают фору. И, в-третьих, за каждый выигрыш им выплачивалась дене
жная премия. Подсчитали, что если человек выберет случайную стратегию,
то вероятность выигрыша составит для него 45 партий из 48, т. е. 94%.
Казалось бы, игра для человека практически беспро¬игрышна, тем не мен
ее результаты эксперимента показали обратное. Из 48 партий игрокам уда
лось выиграть лишь в 13. Приведенные опыты показали, что человек, как
пра¬вило, не делает свой выбор случайно, причем не только в ситуациях,
где этот выбор ему безразличен, но и тогда, когда вся обстановка подт
алкивает его к случайному вы¬бору.
Иная грань затруднений порождена исторической но¬визной ситуации общен
ия с машиной, наделенной неко¬торыми элементами интеллекта. Работая с
такой «умной»
461
ЭВМ, люди испытывают потребность общаться с ней не только как с оруди
ем труда, инструментом, но и как с парт¬нером по диалогу. В этом случа
е человек более или менее сознательно рассматривает машину как конфиде
н¬циального, умеющего хранить тайны партнера, внушаю¬щего доверие, не
только понимающего, но и дающего со¬держательные советы. Например, в а
мериканской системе «ЭЛИЗА», работавшей по программе «ДОКТОР», люди ра
зговаривали с ЭВМ как с личностью, к которой есте¬ственно и целесообра
зно обращаться с интимными пере¬живаниями, и у них постепенно возникал
и с ней эмоцио¬нальные связи. Многие из абонентов «ЭЛИЗЫ», желая излит
ь свои печали, требовали, чтобы их оставили наедине с компьютером [57]
. Они не верили, что машина просто оперирует словами, не понимая их см
ысла. Нуждаясь в благожелательной поддержке, они рассматривали обще¬ни
е с ЭВМ как идеальное средство против одиночества, невроза и отчужденн
ости. Даже непродолжительное вза¬имодействие с этой программой порожда
ло подобные ил¬люзии. Отсюда видно, что недостаточные знания об ЭВМ пр
иводят человека к попыткам организовать свою работу с машиной по образ
у и подобию того, как он работает совместно с другим человеком, исполь
зуя обмен необходи¬мой информацией. При этом часто упускают из виду, ч
то понимание между человеком и ЭВМ всегда ограничено рамками информаци
онного контекста и логической глу¬биной, доступной данной машине. В ча
стности, упомянутая программа анализирует речь, выделяет ключевые слов
а и по ним определяет построение ответа. Когда она не мо¬жет этого сде
лать, используются общие слова: «Вы так думаете?», «Интересно!», «Прод
олжайте», «Нельзя ли no-подробнее?». Здесь акцент сделан на важное пси
хологи¬ческое звено — человек не столько ждет советов, сколько ему сам
ому необходимо выговориться и излить душу. У не¬которых людей может во
зникнуть иллюзия, что их поняли и помогли (ведь стало легче!). Соверше
нно очевидно, что подобный подход может порождать и разочарование.
Человек зачастую относится к машинным результатам как к истине в после
дней инстанции, и они обладают для него большей субъективной доказател
ьностью, чем инфор¬мация, полученная иным путем. Повышенное доверие в
этом случае является следствием психологического эф¬фекта отстранения
от процедуры вычислений и убежден-
462
ности в особой объективности вычислений, на самом деле мнимой. Это вед
ет к ошибкам в интерпретации резуль¬татов. Возникает специфическая вну
шаемость, проявляю¬щаяся в тенденции согласовать ограничения решаемой
за¬дачи только в рамках возможностей, навязываемых про¬граммистом, не
изменяя их, не обсуждая и не стремясь определить степень их обоснованн
ости. Подобная внушае¬мость располагает к пассивному восприятию сообще
ний ЭВМ, сверхдоверию к ней, что в конце концов приводит к необоснован
ному расширению зоны применения зало¬женного в программу математическо
го аппарата.
Важно подчеркнуть — учебный процесс, включающий ЭВМ, может строиться с
учетом исходного уровня знаний и умений каждого отдельного учащегося
посредством представления индивидуальной помощи, и тем самым преодолев
аются недостатки обучения в больших группах. Общеизвестно, что основно
й недостаток традиционной си¬стемы обучения заключается именно в слабо
м управлении деятельностью каждого учащегося в условиях класса, большо
й аудитории. Эффективность и качество обучения значительно выше в малы
х группах, где преподаватель может уделить необходимое внимание каждом
у ученику. Однако дробление группы в широких масштабах неприем-лемо по
экономическим причинам и, как известно, пробле¬ма обостряется по мере
ужесточения требований к ка¬честву обучения. Включение ЭВМ и программ
ированный метод дают возможность хорошо успевающим изучать дополнитель
ный материал и не терять времени даром, пока отстающие восполнят пробе
лы. Такие возможности делают знания более прочными и глубокими. Кроме
того, резко увеличивается число задач, решаемых учащими-ся и тем самым
повышается подвижность мышления, снижается инерционность интеллектуал
ьных операций и расширяется зона транспонирования — переноса прин¬ципа
решения. Все это позволяет студенту находить более отдаленные аналоги
и сопоставления, что, как известно, составляет важный этап решения лю
бой творческой за¬дачи.
Можно работать с ЭВМ в оптимальном для себя темпе, не опасаясь обнаруж
ить медлительность и получить отрицательную оценку со стороны других с
тудентов или преподавателя. Например, холерик отвечает очень быстро и
не очень обдуманно. Нередко он дает правильный ответ
463
после десяти уточнений — машина дожидается, не раз¬дражаясь. Меланхол
ик может очень долго молчать, со¬бираясь с мыслями,— она подождет, не
возмущаясь. Все это сохраняет психологический комфорт каждому студенту
во время обучения.
Автоматический контроль знаний не только исключает субъективность в оц
енках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена —
строить последова¬тельность предлагаемых на нем задач и вопросов с уче
¬том индивидуальных особенностей, например: для челове¬ка с заниженной
самооценкой — от простых к сложным, что предопределяет движение от ус
пеха к успеху и тем самым сохранение мотивации к преодолению дальнейши
х трудностей, для человека с завышенной самооценкой — лучше сразу начи
нать с трудной задачи.
Чем реже экзамены, тем вероятнее сильные волнения, тревога и даже стре
сс, разрушающий здоровье. Если про¬верка знаний производится часто и п
опутно, она не вызы¬вает особых эмоций. Все это показывает, что автома
ти¬зированный контроль — конструктивный путь сохранения здоровья студе
нта. Кроме того, обучение с помощью ЭВМ позволяет ему свободнее распре
делять свое время. Он сможет ответить на экзаменационные вопросы в лю¬
бое, удобное для него время, не дожидаясь сессии, и, та¬ким образом, п
родвигаться при обучении в своем темпе.
Одним словом, от общения с ЭВМ выигрывает и пе¬дагог, и ученый, и студ
ент, но, кроме того, оно способ¬ствует совершенствованию основных псих
ических процес¬сов человека.
Овладение новыми методами обучения не только сти¬мулирует преподавател
я развивать себя как личность, но и помогает ему сохранить духовную мо
лодость, которая, как известно, тесно связана со способностью к развит
ию. Можно видеть людей молодых, но уже психически прежде¬временно пост
аревших, и других, которые, несмотря на преклонный возраст, не отмечен
ы психическим старением. Психический возраст, в отличие от «паспортног
о»,прин¬ципиально обратим. Человек может резко (в одночасье) постареть
, если для него неожиданно все окажется позади (произошло крушение над
ежд и перспектив), и помоло¬деть, если открылись большие, отдаленные и
привлекаю¬щие его перспективы. Именно они и появились сейчас у препод
авателей в связи с компьютеризацией.
464
Учитывая вероятность возрастной психологической пе¬рестройки и желая с
охранить душевную молодость, чело¬век зрелого возраста должен сознател
ьно направлять усилия на поддержание в себе гибкости и тенденции к пре
одолению инерционности во взглядах и действиях, не давая им перерасти
в нетерпимость и неспособность к изменениям установки, т. е. всегда до
лжен стремиться держать свой ум открытым для новых идей. Чтобы не по¬т
ерять контакт с молодежью, существенно опережая их в знаниях, преподав
атель должен сохранять восприим¬чивость к новому и не только непрерывн
о самосовершен-ствоваться, но и удерживать высокие темпы в этом про¬це
ссе.
Пополнение и обновление научной информации, кото¬рой должен овладеть с
пециалист, происходит с такой бы¬стротой, что простое увеличение сроко
в обучения не ре¬шает проблемы В связи с этим идут поиски ускоренных с
пособов обучения, к ним относятся интенсивно разраба¬тываемые в послед
нее время активные методы обучения.