СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
Мать: Ловко ты вывернулся.
Паттерн этого обмена - последовательная дискредитация каждого замечани
я отца. Ему постоянно говорят, что его сообщения не представляют ценно
сти. К ним относятся так, словно они вовсе не таковы, каковыми они пре
дставляются ему самому.
Можно сказать, что его наказывают и тогда, когда он прав в своем виден
ии собственных намерений, и тогда, когда он соглашается с ее мнением.
Однако ей кажется, что это он без конца неправильно понимает ее, и это
- одна из самых характерных черт динамической системы, окружающей шиз
офрению, а фактически ею и являющейся. Каждый терапевт, имевший дело с
шизофрениками, узнает эту постоянно возвращающуюся ловушку: своими ин
терпретациями слов терапевта пациент старается доказать, что терапевт
неправ, и делает это потому, что ожидает от терапевта неправильной инт
ерпретации его (пациента) слов. Петля захлестывает обоих. Отношения ск
ладываются так, что ни одна из сторон не в состоянии получить или отпр
авить неискаженное метакоммуникативное сообщение.
Однако такие отношения обычно асимметричны. Взаимные "двойные послания
" становятся видом борьбы, в которой обычно кто-то побеждает. Мы намер
енно выбрали работу с семьями, в которых идентифицированным пациентом
является один из детей; отчасти по этой причине, по нашим данным, пред
положительно нормальные родители побеждают более молодого члена группы
- психотика. В подобных случаях асимметрия принимает курьезную форму:
больной ребенок жертвует собой для поддержания священной иллюзии нали
чия смысла в речах здорового родителя. Ради близости с этим родителем
он должен пожертвовать своим правом показывать, что он замечает любые
метакоммуникативные несоответствия (incongruencies), даже если он восп
ринимает их правильно.
Существует, следовательно, любопытное неравенство в распределении осоз
нания происходящего. Пациент может знать, но не может говорить, чем по
зволяет родителям не осознавать, что они (он или она) делают. Пациент
является соучастником бессознательного лицемерия родителей. В результа
те - величайшая несчастность и систематически повторяющиеся грубые иск
ажения коммуникации.
Более того, эти искажения всегда являются именно такими, какие казалис
ь бы уместными, если бы жертвы были поставлены перед ловушкой, избежат
ь которую можно только ценой разрушения самой природы "Я". Эта парадиг
ма изящно иллюстрируется в заслуживающем быть процитированным целиком
отрывке из биографии Самуэля Батлера, которую написал Фестинг Джонс (J
ones, 1919): Батлер приходит на обед к мистеру Зеебому, где встречает
Скерчли, рассказывающего им о ловушке для крыс, изобретенной Данкеттом
, кучером мистера Тейлора.
Крысиная ловушка Данкетта
Мистер Данкетт обнаружил, что ни одна из его ловушек не действует, и п
ришел в такое отчаяние из-за сожранного зерна, что решил сам изобрести
крысиную ловушку. Он начал с того, что постарался как можно лучше пос
тавить себя на место крысы.