СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
3) Таким образом происходит разделение двух видов проблем. Возможно, ч
то это разделение проблем было ошибкой, однако оно сохраняется в фунда
ментальных понятиях современной науки. Законы сохранения материи и эне
ргии по-прежнему отделены от законов порядка, негативной энтропии и ин
формации;
4) Порядок видится как вопрос сортировки и разделения. Однако сущность
любой сортировки в том, что некоторое различие позднее должно вызвать
некоторое другое различие. Если мы сортируем шары на черные и белые,
или большие и маленькие, то за различием между шарами должно последова
ть различие в их местоположении: шары одного класса в одном мешке, а ш
ары другого класса в другом. Для такой операции нам нужно что-то вроде
сита, порогового детектора, или, лучше всего, органа чувств. Поэтому
понятно, что для осуществления этой функции создания порядка, в против
ном случае невероятного, должна была быть призвана воспринимающая Сущн
ость;
5) С сортировкой и разделением тесно связана тайна классификации, за к
оторой позднее последовало потрясающее человеческое достижение наимено
вания.
Совсем неочевидно, что различные компоненты этого мифа являются продук
тами индуктивных рассуждений от опыта. И вопрос становится еще более з
агадочным, когда данный миф о происхождении сравнивается с другими, во
площающими другие фундаментальные предпосылки.
У племени ятмулов (latmul) из Новой Гвинеи центральный миф о происхожд
ении, как и история из Книги Бытия, касается вопроса о том, как сухая
земля была отделена от воды. Они говорят, что в начале крокодил Каввок
мали бултыхал своими передними ногами и своими задними ногами, и это б
ултыхание удерживало грязь в воде. Великий культурный герой Кевембуанг
га пришел со своим копьем и убил Каввокмали. После этого грязь осела и
образовалась сухая земля. Тогда Кевембуангга топнул ногой по сухой зе
мле, т.е. гордо продемонстрировал, "что это хорошо".
Здесь содержится более сильный довод в пользу извлечения мифа из опыта
в сочетании с индуктивными рассуждениями. В конце концов, грязь дейст
вительно остается в состоянии суспензии, если ее перемешивать, и дейст
вительно оседает, если перемешивание прекращается. Более того, ятмулы
живут на обширных болотах в долине реки Се-пик, где разделение земли и
воды оставляет желать лучшего. Вполне понятно, что они могут быть заи
нтересованы в разделении земли и воды.
Как бы то ни было, племя ятмулов пришло к теории порядка, почти точно
противоположной той, что изложена в Книге Бытия. По мысли ятмулов, сор
тировка происходит, если предотвратить беспорядочность. Согласно Книге
Бытия, для сортировки и разделения вызывается агент.
Однако обе культуры равно предполагают фундаментальное разделение межд
у проблемами сотворения материи и - проблемами порядка и дифференциаци
и.
Возвращаясь к вопросу, были ли фундаментальные понятия науки и/или фил
ософии на примитивном уровне достигнуты посредством индуктивных рассуж
дений от эмпирических данных, мы не видим простого ответа. Трудно поня
ть, каким образом можно было прийти к дихотомии между веществом и форм
ой посредством индуктивных аргументов. В конце концов, ни один человек
никогда не видел и не имел дела с бесформенной или не рассортированно
й материей. Точно так же ни один человек никогда не видел и не имел оп
ыта "случайного" события. Если, следовательно, идея вселенной, которая
"безвидна и пуста" [в английской Библии: "without form and void" - пр
имеч. переводчика], была достигнута через индукцию, то это был чудовищ
ный (и, вероятно, ошибочный) скачок экстраполяции.
Даже если это так, то вовсе не очевидно, что точкой, с которой стартов
али примитивные философы, было наблюдение. По меньшей мере равно правд
оподобно, что дихотомия между формой и веществом была бессознательной
дедукцией из отношений субъект/предикат в структуре примитивного языка
. Эта тема, однако, выходит далеко за рамки полезных умозрений.
мебель для твстол для массажа купить, открытие салона красоты.подстолья от производителя на заказG1024BF корпус для рэа.Какой купить, аппараты узи форум.