СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Имманентный разум достиг бы того же финального результата, но без печа
ли и без гнева. У имманентного разума нет отдельных внеземных каналов,
через которые он мог бы знать или действовать. Поэтому у него не може
т быть отдельных эмоций или оценочных комментариев. Имманентное будет
отличаться от трансцендентного в сторону большего детерминизма.
Святой Павел сказал: "Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает" [Посла
ние к Галатам, 6:7]. Подобным же образом имманентный разум не проявляе
т ни мстительности, ни попустительства. Нет никакого смысла просить пр
ощения: имманентный разум "поругаем не бывает".
Однако коль скоро наши разумы, включая наши инструменты и наши действи
я, - это только части большего разума, его вычисления могут быть искаж
ены нашими противоречиями и искажениями. Коль скоро имманентный разум
включает наше безумие, он сам неизбежно подвержен возможному безумию.
С помощью нашей технологии мы вполне способны вызвать безумие большей
системы, частью которой являемся.
В последней части этой книги я рассмотрю некоторые из таких патогенных
ментальных процессов.
КРИЗИС В ЭКОЛОГИИ РАЗУМА ОТ ВЕРСАЛЯ ДО КИБЕРНЕТИКИ*
* Bateson G. From Versailles to Cybernetics. Лекция, прочитанная 26 ап
реля 1966 года в Государственном колледже Сакраменто.