СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
(Имеется также интересный класс случаев, в которых наборы альтернатив
содержат общие элементы. Поэтому для организма есть возможность быть "
правым", но по ошибочным причинам. Эта форма ошибки неизбежно является
самоусиливающейся.)
Если теперь принять общее положение, что любое обучение, отличное от н
улевого обучения, в некоторой степени сто-хастично (т.е. содержит комп
оненты "проб и ошибок"), то из этого следует, что упорядочение процесс
а обучения может быть построено на иерархической классификации типов о
шибок, которые должны быть исправлены в различных учебных процессах. Н
улевое обучение станет тогда обозначением для непосредственной основы
всех тех актов (простых и сложных), которые не корректируются методом
проб и ошибок; обучение-I будет уместным обозначением для пересмотра в
ыбора внутри неизменного набора альтернатив; обучение-II будет обознач
ать пересмотр набора, из которого делается выбор, и т.д.
Обучение-I
Следуя формальной аналогии, задаваемой "законами" движения (т.е. "прав
илами" описания движений), мы попытаемся найти класс явлений, описание
которого соответствует изменениям при нулевом обучении (так "движение
" описывает изменение положения). Это случаи, при которых объект во вр
емя t=2 дает другой отклик, нежели во время t=1. Тут мы снова сталкива
емся со множеством случаев, различно связанных с опытом, физиологией,
генетикой и механическими процессами.
(a) Существует феномен привыкания, т.е. замены ответа на каждое появле
ние повторяющегося события на отсутствие Явного ответа. Существует так
же угасание (или потеря) привыкания, которое может произойти в результ
ате более или менее длительного перерыва в последовательности повторен
ий события-стимула. (Привыкание представляет особый интерес. Специфичн
ость отклика, которую мы называем нулевым обучением, характерна для лю
бой протоплазмы, однако интересно отметить, что "привыкание" -это, воз
можно, единственная форма обучения-I, которую живые существа могут дос
тигать без обладания нервной цепью.)
(b) Самый знакомый и, возможно, самый изученный случай - это классичес
кое павловское обусловливание. При t=2 собака выделяет слюну в ответ н
а звонок; она не делает этого при t=1.
(c) Существует "обучение", возникающее в контексте инструментального п
оощрения и инструментального избегания.
(d) Существует феномен обучения путем многократного повторения (rote l
earning), в котором одна единица поведения организма становится стимул
ом для другой единицы поведения.
(e) Существует обрыв (угасание или подавление) "завершенного" обучения
, который может последовать за изменением или отсутствием подкрепления
.
Одним словом, список видов обучения-I содержит то, что обычно и называ
ют "обучением" в психологических лабораториях.