СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Специфика психологической активности в зрелом возрасте
Основы современного исследования психологии взро¬слых людей заложил Эр
иксон [336], выделив три стадии в ее развитии. Центральный психологиче
ский момент в ранней зрелости (25—35 лет) — установление интим¬ности,
близких личных связей с другим человеком. Если человек потерпел неудач
у в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущ
ение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя.
В промежутке от 35 до 45 лет (средняя зрелость) — время переоценки цел
ей и притязаний. В эти годы часто испытывают кризис середины жизни, ко
торый ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно
соединяется с вопросами, что достигнуто и что в действи¬тельности озн
ачает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдава
ть себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то пер
ед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет и даже, если он их дост
иг, все равно может испытывать разочаро¬вание. Кризис середины жизни о
пределяется расхожде-нием между мечтами, поставленными в молодости цел
ями, и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка дост
игнутого может оказаться окрашенной нега¬тивно. Тогда человек начинает
мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять»
и «уже не успеть».
Центральная тема в средней зрелости — генеративность — желание повлият
ь на следующее поколение через собственных детей, через практический и
ли теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет
способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать
продуктивным, что, в свою очередь, делает человека счастливым. Потерпе
вший на этой стадии неуда¬чу имеет тенденцию оказаться поглощенным тол
ько самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку
377
зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и
оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или
скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и з
драво, благополучно преодолевает этот перевал и с но¬выми планами всту
пает в следующий период своей жизни.
Если человеку удалось избежать кризиса середины жизни, т. е. если он н
е производил осознанно ревизии своих планов и достижений, то период по
здней зрелости (45—60 лет) может пройти невыразительно, бесцветно и ок
ончиться прекращением трудовой активности. Не знав¬шие этого кризиса т
еряют живость, необходимую для про¬должения своего развития в последую
щие годы. Когда же переоценка ценностей в середине жизни встречена отк
рыто, лицом к лицу, то результатом ее может явиться глубинное обновлен
ие личности и, как следствие, рост удовлетворения в период 45—60 лет,
распространяю¬щийся и на более поздние годы. Главное в этом воз¬расте
— неуспокоенность. Когда человек успокаивается, он перестает развивать
ся, тогда возникает чувство опусто¬шения, вызывающее застой. Некоторые
люди в этом тягостном состоянии концентрируют интересы на себе, начин
ают себе потакать, как ребенку, и чрезмерно о себе заботиться. Если же
человек продолжает активно рабо¬тать, то этот период может оказаться
для него очень продуктивным. Так, кроме установленного Леманом [370] о
птимального интервала для выдающихся открытий в воз¬расте около 40 лет
, Пельц и Эндрюс [208] обнаружили и второй пик творческой активности —
через 10—15 лет после первого, т. е. в 50—55 лет.
В период 60—70 лет выделяется тема единства — способности взглянуть на
прошлую жизнь с удовлет¬ворением. Если жизнь приносила удовлетворение
и человек достиг чувства единства с собой и другими людьми, то старос
ть будет счастливой порой. Определение «успеш¬ности» старости не следу
ет связывать со сравнением с другими возрастными группами («он выгляди
т на 40 лет»).
378
Дело не в том, как выглядит человек, а в том, есть ли у пожилого челов
ека ощущение счастья и удов¬летворения от жизни. По мере того как укор
ачивается будущее, человек чаще обращается к прошлому, пере¬сматривая
свою жизнь, нередко с мудростью, позволяющей придать другое, большее з
начение эпизодам и си¬туациям его жизни. Цель развития в старости — до
сти¬жение ощущения, что, во-первых, прожита значительная и полная удов
летворения жизнь, и во-вторых, что в настоя¬щий момент она максимально
активна.
Проблемы активности поздней зрелости и старости становятся все более а
ктуальными по мере того, как увеличивается долголетие людей. В связи с
успехами ме¬дицины и психологии население мира постепенно «стареет».
Если общая численность населения СССР с 1939 по 1975 г. возросла в 1,3
раза, то численность лиц старше 60 лет — в 2,5 раза. Предполагают, чт
о доля лиц 65 лет и старше возрастет с 4,9% в 1960 г. до 6,4% к 2000 г
оду.
Общество «стареет». Как же продлить активный период жизни человека? Ос
новная проблема геронтологии была сформулирована А. А. Богомольцем [34
] — это изучение старения организма с целью профилактики его прежде-вр
еменного старческого увядания. Таким образом, задача не только в продл
ении долголетия человека, но и в том, чтобы до самого конца он считал,
что стоит жить.
С каких только позиций ни штурмовала наука проблему профилактики старо
сти! Однако важно подчеркнуть, что в подавляющем большинстве подходов
эту проблему рассматривали с физиологической, а не с психологической с
тороны. Так, Вейсман считал, что человек стареет потому, что организм
теряет способность обновлять клетки, И. И. Мечников [186] указал на бо
льшой вред для организма отравления продуктами обмена веществ, А. А. Б
огомолец полагал, что главная роль в старении принадлежит соединительн
ой ткани и создал соот¬ветствующую этому представлению сыворотку проти
в старения. Современные позиции связывают наиболее эф-фективный способ
продлить молодость с повышением фи¬зической подвижности и ограничение
м питания [271]. Согласно последней точке зрения, продолжительность жи
зни человека сокращается настолько, насколько окруж-ность его живота б
ольше окружности грудной клетки. В США, например, с желающего застрахо
вать свою жизнь взимается дополнительная плата за каждый кило¬грамм ег
о лишнего веса [311].
379
Сколько может жить человек? Возможное индиви¬дуальное долголетие челов
ека в последние годы оценивается как 70 + (30—50) лет. При этом сущест
венно, что развитие цивилизации не привело к сокращению числа долгожит
елей. Сведения, полученные во время римской переписи населения в I в.
н. э , показывают, что среди переписанных оказался 81 человек в возрас
те стар¬ше 100 лет, т. е. 0,0027%. Перепись населения СССР 1970 г. сви
детельствует, что среднее число долгожителей в нашей стране не меньше.
И теперь встречаются люди, живущие существенно больше, чем средняя пр
одолжи¬тельность жизни. Так, в Иране уже в наши дни проживал Сеид-Али
195 лет, работавший в эти годы еще без очков, некая Макаранже, жившая
в Боливии, оказалась трудо-способной до 203 лет. Какими чертами и свой
ствами обладают эти избранники судьбы?
Психические особенности долгожителей — это прежде всего большая активн
ость. Ни один лентяй до глубокой старости не доживает. Жизнерадостност
ь, отсутствие за¬вистливости, неподатливость мрачным настроениям и спо
¬собность к быстрому восстановлению равновесия после психических травм
— все эти качества присущи боль¬шинству долгожителей [217, 266]. Хрон
ическое душевное беспокойство гораздо более способствует укорочению жи
зни, чем воздействие всех благоприятных факторов — ее продлению. Надеж
ный путь к долголетию, кроме того, связан с сознательным самоограничен
ием: никакого пре¬сыщения, нужно «беречь желание». Одного из 100-летни
х жителей — Беч-Карочаву спросили, как он советует до¬жить до его лет.
«Кушать надо мало, своевременно, то есть когда хочется, каждый день е
сть кислое молоко, перед сном не есть мяса, не пить, не курить, спать
на свежем воздухе, сколько захочется, не находиться долго на солнце, н
е волноваться, ни с кем не спорить и никому не зави¬довать» [266].
Наряду с процессами старения в организме человека развиваются приспосо
бительные психологические меха¬низмы, благодаря которым полноценная де
ятельность может продолжаться вплоть до глубокой старости. Так, наприм
ер, слабеющая непроизвольная память компен¬сируется богатой ассоциатив
ной памятью или навыком записывать необходимые сведения, недостаточное
рас¬пределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью.
Богатый жизненный опыт определяет такие черты в старости, как рассуди
тельность и уступчивость.
380
Если молодежь выигрывает за счет энергии в лобовой атаке, то в старост
и в большей мере учитываются об¬стоятельства и производится расчетливо
е маневрирование.
Однако для оптимального развития компенсаторных механизмов и максималь
ного использования возрастных особенностей прежде всего нужно выработа
ть новые ус¬тановки и ориентировать себя на новые цели. В этой связи п
олезно отметить, что не всякий труд связан с возрастным падением квали
фикации. Например, чем моложе шоферы, тем больше они совершают аварий.
Повышается с возрастом качество принимаемых решений и точность диагно
стических оценок в работе врача. Про¬фессия преподавателя тоже относит
ся к тем специальнос¬тям, где громадную роль играет и жизненный, и про
¬фессиональный, и педагогический опыт. Когда подкра¬дывается пенсионны
й период, преподаватель находится в самом расцвете своего дарования, и
нтеллектуальный уровень еще на высоте, а физическое утомление до неко-
торой степени может быть компенсировано профессио¬нальным мастерством.
Тем не менее большинство профес¬сий требует перемены характера труда
и в связи с этим определенной подготовки к таким важным жизненным пере
менам.