СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Их влияние проявляется, с одной стороны, в страхе перед социальной изо
ляцией (ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгляды, и если я и
зменю их, то как они на меня посмотрят и что подумают), а с другой—в с
трахе перед переутомлени¬ем — ведь привычные приемы, штампы значительн
о эко¬номят силы в интеллектуальном труде, порождая неже¬лание вкладыв
ать дополнительные усилия в свою работу (стоит ли отказываться от прак
тически автоматизиро¬ванных и потому простых для меня способов в польз
у временно более сложных?).
Отступая от стереотипного поведения, человек должен тратить дополнител
ьные усилия на выработку новых стра¬тегий поведения и способов решения
задач. Если он не прилагает к этому специальных усилий, то соскальзыв
ает на проторенный «традиционный» путь мышления — начи¬нает думать в о
бщепринятом или обычном для себя направлении, что, естественно, резко
понижает вероят¬ность найти нечто новое, оригинальное. Влияние подоб¬н
ых психологических барьеров обнаруживается в том, что, решая конкретну
ю задачу, человек заранее сужает зону поиска приемлемых гипотез и подх
одов и само направле¬ние этого решения уже предопределено традициями и
штампами.
Кроме стереотипов, порождаемых профессиональной и возрастной деформаци
ей, оказывает влияние еще барьер неверия в свои силы в связи с понижен
ной самооценкой. Тогда можно услышать: у меня нет способностей к язы¬к
ам, к математике и т. д. Например, некоторые специали¬сты опасаются, ч
то если ЭВМ поможет им переварить весь объем профессиональной информац
ии, то эта лавина све¬дений создаст для них дополнительное напряжение,
и, может быть, даже приведет к стрессу. Это неверно. Они не учитывают
, что ЭВМ повышает доступность лишь же¬лаемого, ограниченного корректн
ым запросом объема зна¬ний и тем самым облегчает работу.
Стереотипы, мешая научному и техническому творче¬ству, кроме того, сущ
ественно затрудняют общение с окружающими людьми. Адекватное понимание
людей мо¬жет искажаться стандартными стратегиями оценки причин их пос
тупков. Так, было установлено: большинство людей предполагает, что есл
и условия не изменяются, то не изме¬нится и поведение человека (а где
влияние внутренних стимулов?). С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркив
ал, что внешние условия не определяют непосредственно по¬ведение и пос
тупки человека.
453
Привычка действует «через внутренние условия». Это означает, что сужде
ния и дей¬ствия человека не являются только реакцией на внешние раздра
жители, а опосредованы его установками, мотива¬ми и потребностями.
По стандартной оценке, другие люди в определенных условиях будут посту
пать так же, как поступил бы он сам (а где влияние индивидуальных особ
енностей?); если свое поведение человек склонен объяснять скорее внешн
ими, ситуационными факторами, то поведение других он чаще объясняет их
внутренними, личными особенностями (я не мог поступить иначе в этих у
словиях, а он поступил так потому, что он вообще такой).
Ярким примером совершенно различных оценок своего поведения и поведени
я других людей в ситуации кон¬фликта могут служить материалы исследова
ния американ¬ских психологов Томаса и Ронди [397]. Они обнаружили, что
из опрошенных ими специалистов 41% людей припи¬сывали себе направленн
ость на сотрудничество и взаимо¬понимание при решении конфликтных ситу
аций, а другим в аналогичных ситуациях—лишь в 4% случаев ответов. Тенд
енция к компромиссным решениям отмечалась в соб¬ственном поведении в 2
5% ситуаций, в поведении дру¬гих — в 6%; направленность на перестройку
собственного поведения констатировалась у себя в 8%, у других — лишь
в 2% случаев, игнорирование конфликта приписы¬валось себе в 5%, а друг
им — в 16%, конкурентный тип реагирования на конфликт и неуступчивость
призна-вался у себя в 23% ситуаций, а у других—в 73%.
Как преодолеть стереотипы и привычные способы ре¬шения проблем? Ведь о
ни недаром привычные, они много лет были полезными, верными помощникам
и, выручали нас, и мы в них верили. И вот теперь нам говорят, что они
плохи. Такое утверждение вступает в серьезное про¬тиворечие со всем на
шим опытом и подрывает представле¬ние о себе, нарушая нашу самооценку.
Столь конфликтная ситуация может включить механизмы психологической з
ащиты. Влияние одного из этих механизмов способно привести к тому, что
травмирующая нас информация (мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже
не можем двигаться в ногу со временем) будет переработана так, что ли
бо мы найдем себе оправдание
454
(пусть это делают другие, те, кто поглупее и гоняется за модой, или те
, кто помоложе), либо постараемся забыть. Так или иначе произойдет отт
оржение — мы не реализуем возмож¬ность действовать по-новому или совет
ы поступать иначе, приложить усилия и двигаться в ногу со вре¬менем.
Совсем другая ситуация складывается, если без авто¬ритарных деклараций
, предваряющих наш собственный опыт, в процессе решений конкретных зад
ач мы убеж¬даемся, что старые стратегии не годятся и учимся исполь¬зов
ать новые. Тогда новым приемам не нужно проламы¬ваться через психологи
ческую защиту: актуальные сведения обычным порядком включаются в иерар
хию уста-новок человека, корректируя всю систему, и уже эта измененная
система будет в дальнейшем управлять после¬дующими поступками человек
а в соответствии с модерни¬зированными стратегиями.
Острый дефицит мероприятий, которые должны соз¬дать у преподавателей а
декватное представление об ис¬пользовании вычислительной техники, опре
деляет у них активизацию психологических барьеров в использовании ЭВМ
(компьютерная фобия) и «компьютерного фанатиз¬ма». Психологическую ине
рцию нельзя изжить запретами и приказами. Наоборот, в атмосфере напряж
енности, нер¬возности, опасности, когда человек находится в возбуж-ден
ном состоянии, его предубеждения проявляются более отчетливо, он сильн
ее цепляется за старое, уже испытан¬ное. Поэтому критика и страх не со
здают благоприятную обстановку для восприятия нового.
Преодолев предубеждения, каждый преподаватель на собственном опыте быс
тро убедится, что использование ЭВМ в учебном процессе расширяет его в
озможности в педагогической и научной работе и, кроме того, способ¬ств
ует самоусовершенствованию личностных качеств. По¬пробуем последовател
ьно рассмотреть разнообразные гра¬ни этого процесса, отмечая не только
положительные стороны, но и появление новых проблем, ожидающих профес
сионального разрешения.
Какие новые возможности дает компьютеризация для педагогов?
Прежде всего существенно расширяется ассортимент способов воздействия
на учащегося и педагогический
455
принцип наглядности реализуется на качественно новом уровне: легко во
влекать зрительное восприятие, включая в учебный материал слайды, схем
ы, фрагменты кино и телефильмов, фотографии, диаграммы, цветные и трех
мерные, с возможностью их динамических преобразо¬ваний. Нельзя не отме
тить, что многоцветная графика дис¬плея, преобразующаяся на глазах уча
щихся, создает не¬обыкновенный простор для развития пространственного
воображения. Она способствует понижению субъективной сложности ряда ма
тематических, физических, химических задач, переводя их из мира абстра
ктных информационных символов в конкретный мир реальных объектов-образ
ов на экране.
У большинства людей доминирующую роль в памяти и мышлении играют зрите
льные представления, однако у не¬которых людей могут доминировать и др
угие модаль¬ности. Использование технических средств позволяет трансфо
рмировать сигналы из одной модальности в дру¬гую и создает условия для
учета индивидуальных осо¬бенностей, оптимизирующих работу памяти [170
]. Каж¬дый преподаватель понимает, что учащийся должен усваи¬вать мате
риал не пассивно слушая, а в форме пред¬метно-чувственной деятельности
. Созерцательность обуче¬ния, не организуя у человека личностного акти
вного отношения к миру, тем самым затрудняет правильное формирование в
олевых свойств личности.
Активно расширяя использование технических средств в учебном процессе,
преподаватели смогут не только разнообразнее представить учебный мате
риал на заняти¬ях, но и глубже проконтролировать знания. Как показала
практика использования новых способов обучения в ряде стран, студент,
пользуясь специальной техникой, может не только рассказать, но и показ
ать преподавателю, что он знает: как он будет ставить опыт, как будет
выглядеть результат и т. д. Проводя экзамен с помощью ЭВМ, можно задат
ь студенту не традиционных три вопроса, с помощью которых трудно зонди
ровать усвоение всего объема материала, а двадцать. Если студент пропу
стил несколько занятий, он сможет восполнить пробел в ин¬дивидуальной
работе с ЭВМ. Полезно подчеркнуть, что текущий контроль знаний с помощ
ью компьютера позво¬ляет обучающимся избавиться от большого количества
писанины на контрольных работах, а преподавателям — экономить время:
им не нужно читать кипы бумаг после этих работ.