СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
качестве преобладающих компонентов вносит некоторую специфику в мыслит
ельный процесс. С одной стороны, в образной структуре возможна особая
широта охвата си¬туации, что способствует одновременной представимости
условий задачи и поля гипотез, облегчая мыслительный процесс. С друго
й стороны, поскольку, в отличие от понятий, образы сохраняют модальнос
тную специфич¬ность, постольку наблюдается повышенная яркость и де¬тал
ьность возникающих представлений, что может затруд¬нять динамику мысли
тельного процесса, делать его вяз¬ким, препятствуя абстрагированию и п
ереходу к более высоким уровням обобщенности. Весьма вероятно, что име
нно эти ограничения образного мышления способство¬вали историческому п
ереходу к мышлению понятиями. Переход от образного мышления к понятийн
ому идет через формирование образных схем как переходного звена от пре
дставлений к понятиям.
По мнению Л. М. Веккера [59], специфика мышле¬ния заключается в самом
процессе обратимого перевода информации с языка образов на символическ
ий речевой язык. Если задача воплощает в себе рассогласованность иском
ых отношений как на языке образов, так и на речевом, что исключает воз
можность взаимоперевода, то решение содержит в себе согласование обеих
форм и допускает обратимость перевода. Если при оперирова¬нии образам
и не вычленяются отношения или они выде¬ляются, но не переводятся на я
зык символов, или если не сохраняется инвариантность отношений в проце
ссе пере-вода, то это оперирование не есть мышление. По мере совершенс
твования мыслительного процесса в нем в ка¬честве компонентов использу
ются не только понятия, но и такие производные от них более сложные об
разования, как суждения и умозаключения, и, кроме того, возрастает дли
на цепи, которую человек может строить из этих элементов. Однако урове
нь развития связан не только с составом компонентов и длиной формируем
ой из них цепи, но и с динамической структурой мышления, т. е. су¬щест
венное значение имеет скорость, с которой человек может приспосабливат
ь элементы и операции к конкрет¬ным задачам. Способность гибко пользов
аться освоенны¬ми операциями и операторами и быстро переключаться с од
ного объекта познания на другой, устанавливая связи между различными о
бъектами мысли, называют сообразительностью.
158
Кроме того, скорость мыслительного процес¬са тем больше, чем в большей
мере он свернут, т. е. чем в большей мере человек оперирует уже сложи
вшимися обобщениями, исключающими необходимость анализа в некоторых зв
еньях. Таким образом, продуктивность мыш¬ления зависит от автоматизиро
ванности процессов сверты¬вания, а не только от достигнутого уровня эл
ементов и
операций.
Итак, существо динамики мыслительного процесса мо¬жет быть представлен
о следующим образом. Вначале воз¬никает мотив как результат рассогласо
вания имеющихся средств решения задачи и необходимых результатов. За¬т
ем ориентировка, которая заканчивается постановкой вопросов, они — рез
ультат известного понимания задачи и начало ее решения. Отвечая на воп
росы, человек на¬чинает взвешивать и перебирать возможные альтернатив¬
ные решения. Найдя наиболее подходящее, он времен¬но допускает, что он
о найдено, и производит его сличе¬ние с исходно требуемым. Если совпад
ение удовлетво¬рительно, то процесс заканчивается, если нет — иссле¬ду
ется другая альтернатива.
Характеристики мыслительного процесса
Для правильного понимания аргументации и мотивов поведения людей полез
но представлять себе роль и зна¬чение определенных характеристик мышле
ния. В качестве основных мы выделяем для анализа следующие.
Взаимосвязь мотива, цели и результата. Мотив, как было отмечено в пред
ыдущем разделе, служит пусковым механизмом мыслительного процесса. Спо
соб¬ность формировать и длительно удерживать цель позво¬ляет организов
ать и поддерживать сосредоточенность вни¬мания на задаче и тем самым с
оздает условия для доведения решения до конца. Постоянный контроль соо
т¬ношения цели и результата определяет дальнейшую стра¬тегию — процесс
поиска решения либо прекращается, ли¬бо продолжается.
Скорость мыслительных операций. Динамические характеристики определяют
изменение ско¬рости мыслительных операций. Они связаны с мерой обоб-щ
енности отдельных элементов в крупных блоках, взаи¬модействующих в про
цессе мышления при обучении и реа¬лизации навыков.
159
Характер вероятностного прогнозирования событий, извлекаемых как из па
мяти, так и из внешней среды. Эта характеристика выявляется в специфик
е накопления статистик, при организации информации в памяти, как нерав
номерность весов для следов различных событий, за¬висящих от опыта и л
ичной значимости этих событий.
Выделение перечисленных характеристик мышления может показаться нескол
ько искусственным, поскольку, казалось бы, невозможно расчленить едины
й, целостный процесс на компоненты. Однако все эти характеристики неза
висимы, и их значение обнаруживается, когда они изменены, нарушены или
вообще выпадают из процесса. Тогда отчетливо проявляется роль каждой
не только в организации мышления, но и в целостном поведении, построен
ном на базе измененного мышления.
Каждая из выделенных характеристик может варьиро¬вать в широком диапаз
оне выраженности — от малоза¬метных и часто встречающихся отклонений,
возникающих, например, под влиянием эмоциональных перегрузок через ста
бильные заострения (акцентуации) личности в преде¬лах нормы [156], до
серьезных нарушений, приводящих к распаду всей системы мышления при ра
зличных психи¬ческих заболеваниях. Понимание причин и особенностей мыс
лительного процесса и поведения может быть углубле¬но при анализе край
них точек на шкале изменения этих характеристик.
Соотношение цели и результата проявляется особенно отчетливо при наруш
ении удержания цели в процессе решения задачи (например, в связи с пор
ажением лоб¬ных долей мозга). Поскольку при этом каждый из полу¬ченных
промежуточных результатов не сопоставляется с конечной целью, постоль
ку все они кажутся приемлемыми. Человек, не соотносящий результат с це
лью, становится безмятежным, он спокоен вне зависимости от эффектив¬но
сти своего мышления и поведения, у него практи¬чески исчезают причины
для недовольства своими дей¬ствиями и переживания с депрессивным оттен
ком. От-сюда понятно и повреждение долгосрочного плана дей¬ствий, при
последовательной реализации которого от¬дельно контролируется каждый э
тап приближения к це¬ли.
Как уже отмечалось, процесс порождения мысли тре¬бует личной заинтерес
ованности в решении проблемы,
160
тогда рассогласование между мотивом и возможностями осознается как соб
ственная, субъективно значимая зада¬ча. При этом формируется установка
на решение, на¬правляющая и поддерживающая ориентировку в условиях за
дачи, и сравнение ожидаемых результатов с достигаемы¬ми — так организу
ются условия, необходимые для крити¬ческого отношения к результату при
недостаточном сов¬падении желаемого и полученного.
Влияние способности концентрировать внимание на за¬даче проясняется пр
и анализе мышления у лиц, не спо¬собных удерживать конечную цель, осущ
ествлять система¬тические мыслительные усилия. Поставив перед собой во
-прос, они ни на мгновение не задумываются, не делают попыток целенапр
авленно извлечь подходящую информа¬цию из памяти, а моментально заполн
яют паузу любыми, сколь угодно фантастическими конструкциями. Подобные
особенности помогают понять, что в норме разнообра¬зие вопросов, возн
икающих в связи с решением зада¬чи, позволяющее уяснить ее разные стор
оны, непременно предполагает наличие установки как механизма возврата
к исходной точке анализа после очередного отвлечения. Так реализуется
непрерывный текущий контроль качества получаемого результата, и если е
го нет (например, при некоторых поражениях лобных долей мозга), то каж
дый ответ равно пригоден.
В этих условиях мышление определяется любым гос¬подствующим в данный м
омент представлением. Больные этого не замечают и могут настаивать на
противоре¬чивых, взаимно исключающих друг друга представлениях, обнару
живая нарушение критической оценки совпадения цели и результата. Возни
кает специфическая нечувстви¬тельность к противоречиям, как следствие
отсутствия сомнений: первая, случайно всплывающая мысль кажется неопро
вержимой, ее не удается корригировать, а если и появляется возражение,
то оно кажется слабым по срав¬нению с этой первой мыслью. Коррекция д
елается воз¬можной только тогда, когда мысли принимают другое направле
ние. Все это следствия невозможности длитель¬ного удержания цели, явля
ющейся как бы эталоном для сравнения. В ситуации выбора у человека с о
писанными особенностями вообще не создается конфликта, поскольку кажда
я отдельная задача не представляется для него частью цепи задач.