СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
Описанные различия эмоциональных реакций можно связать с тем, что прав
ое полушарие осуществляет гло¬бальную оценку значимости ситуации, схва
тывание смысла сигналов среды и своего состояния, поэтому оно определя
ет адекватное эмоциональное состояние. Это по¬лушарие особо тесно связ
ано с эмоциональными под¬сознательными процессами. Как уже говорилось,
эмоцио¬нальные процессы выполняют функцию оценки субъек-
306
тивной значимости сигнала для человека. Так, Е. Ю. Ар¬темьева [23] выс
казывает предположение, что при лево¬сторонних поражениях теряется воз
можность ответить на вопрос «что со мной происходит», а при правосторо
нних — «каково значение того, что со мной происходит».
Проблема латерализации исторически связана с от¬крытием центров речи в
левом полушарии у праворуких. Оно надолго закрепило представление о т
ом, что только левое (доминантное) полушарие обладает речью и спо¬собн
о ее понимать, а правое — совсем немое. Постепенно от этой категоричес
кой позиции пришлось отказаться, так как выяснилось, что зачаточной ре
чью владеет и правое полушарие. Однако различие состоит не только в ме
ре владения речью, но и в том, что правое полушарие тоже имеет свой «я
зык».
Говоря о латерализации языка, необходимо упо¬мянуть, что в большинстве
европейских языков наиболь¬шую информативную значимость в слове имеют
соглас¬ные, а гласные больше связаны с эмоциональной окраской речи. Ц
унода изучил большую группу людей, для которых родным языком являлся о
дин из западноевропейских, а также китайский, корейский, вьетнамский и
ли другой язык Африки и Юго-Восточной Азии. Эта работа, как и следовал
о ожидать, показала, что у людей с родным европейским языком восприяти
е и узнавание гласных звуков и чистых тонов — функция правого полушари
я, а слогов — функция левого полушария. Лица, у которых родным языком
был японский или один из полинезийских, проявили иной характер доминан
тности: левое полуша¬рие — для гласных и слогов, а правое — для чистых
тонов. Различия в характере доминантности были вызваны не врожденным
предрасположением, а социумом — слухо¬вой и лингвистической средой. Та
кие отличия заключают¬ся, по-видимому, в общем для японского и полинез
ийского языков свойстве: присутствии в них большого количества слов, с
остоящих только из гласных. В этих богатых гласными языках сами гласны
е столь же важны в уз¬навании слов и предложений, как и согласные, поэ
тому гласные звуки обрабатываются в левом, «речевом» по¬лушарии. Отсюд
а понятно, что у людей с родным япон-ским языком эмоции, связанные с р
ечью (интонирование речи), и сама речь (слова) выявляют доминирование
одного и того же полушария — левого. В отличие от них, у лиц с родным
европейским языком для эмоций, связанных с речью, доминирует правое по
лушарие, а для слов — левое.
307
Если речь — язык левого полушария, то имеет ли правое полушарие свой я
зык, и если да, то что он собой представляет? Известный из истории раз
вития письма иконический знак похож на вещь, которую он обозна¬чает, и
, следовательно, может не только представлять ее, но и заменять при оп
ределенных обстоятельствах. На¬пример, фотография в некоторых ситуация
х способна замещать изображенное на ней лицо. Однако с помощью рисунка
легко изображать лишь структурные свойства (предметы или людей) и зна
чительно труднее — дина¬мические функциональные отношения (виды движен
ия или абстрактные понятия). Этим и определяются огра¬ничения пиктогра
фического письма. Зато пиктограммы передают в зарисовке смысл сообщени
я, и для их пони¬мания нет необходимости изучать язык писавшего. (В со
¬временной письменности смысл не изображается специаль¬но, а извлекает
ся из речи.) Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкрет
ного образа через фор¬мирование образов все более высокого уровня обоб
щения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все чер
ты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, суще
ственные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от
вос¬приятия к схеме, тем он абстрактнее, т. е. упрощается, утрачивает
некоторые из своих элементов. При этом подразумеваются не только зрит
ельные образы или вооб¬ще перцептивные, но и образы действия.
В результате такого абстрагирования в правом по¬лушарии формируются зр
ительные схемы — образования, сохраняющие элементы сходства с исходным
объектом и зависящие от конкретной деятельности человека, от контекст
а в широком смысле. Эти образования всегда целостные, отражающие прост
ранственно-временные осо¬бенности объектов. Формируемые правым полушар
ием представления могут быть упорядочены по степени обоб¬щенности от п
ервичного образа через многократную трансформацию к формированию абстр
актной схемы [88, 349]. Последовательные этапы обобщения первичного об
раза могут служить элементами специфических пред¬ставлений правого пол
ушария, к которым относятся,
308
например, фотографии, иконические знаки, иероглифы, блок-схемы, планы.
Предполагается, что эти представ¬ления формируются с помощью динамиче
ских операций, таких, как вращение, передвижение, упрощение, завер¬шен
ие, исправление, расчленение и т. д.
Слова и понятия, являющиеся продуктами абстра¬гирования в левом полуша
рии, теряют структурную связь с обозначаемым объектом, не сохраняют ег
о ин¬дивидуальных особенностей, представляя собой результа¬ты классифи
кации и категоризации объектов внешнего мира. Они отражают постоянные
свойства воспринимае¬мого мира, поэтому это более независимые от конте
кста образования, в силу указанных свойств они обеспечивают надежность
процесса опознания. Зрительно непредстави¬мым ситуациям может быть со
поставлено слово, с кото¬рым как с объектом может оперировать левое по
лушарие. Преимущества речевого действия в значительной мере заключаютс
я в его отрыве от непосредственной связи с реальными предметами и в фо
рмировании новых слов — абстракций, которые чрезвычайно упрощают дейст
вие, устраняя его вариации.
Полушария различаются по участию в речи и ее выражении. Так, при време
нном выключении правого полушария речевая активность у человека возрас
тает, речевой слух обостряется, чувствительность к звукам речи повышае
тся: человек хорошо улавливает тихую речь, быстрее и гораздо точнее по
вторяет услышанные слова. Меняется и характер речи: весь пассивный зап
ас слов становится активным, возрастает разнообразие используемых слов
, строятся более сложные фразы, язык становится в большей мере литерат
урным. Однако одно¬временно с указанными улучшениями наблюдаются и на¬
рушения: человек перестает понимать значение речевых интонаций, он всл
ушивается, точно повторяет слова, но не может сказать, с каким выражен
ием (вопросительным, гневным и т. д.) они произнесены, не отличает муж
ского голоса от женского, перестает узнавать знакомые мелодии. Таким о
бразом, наряду с увеличением формального бо¬гатства речи за счет актив
изации словарного и грамма¬тического ее состава у человека с функциони
рующим одним левым полушарием наблюдается и ее обеднение: он не воспри
нимает ту образность и конкретность речи, ко¬торую ей придает интонаци
онно-голосовая выразитель-
309
ность. То же происходит при зрительном предъявлении слов в правое полу
шарие: он не способен назвать предъяв¬ляемые буквы и слова, но может у
ловить смысл не только отдельных слов, но и целых фраз.
Распределение специфичной для каждого полушария нагрузки в процессе мы
шления связано с характером выявляемых отношений. Оказалось, что левое
полушарие порождает языки, в которых слова — это символы, не имеющие
прямой связи с обозначаемыми объектами, а грамматика их связей — логич
ески организованная структура. Логические отношения, выявленные левым
по¬лушарием, с одной стороны, могут характеризовать связь прошедших и
будущих событий, а с другой — предметы, находящиеся далеко от восприни
маемой в данный момент ситуации. Это полушарие способно выявить и таки
е от¬ношения, которые не могут быть представлены зрительно.
Если в правом полушарии характер выявляемых пространственно-временных
отношений ограничен полем «здесь и теперь» и в этом смысле одномоменте
н, то в левом — это логические, выходящие за пределы «здесь и теперь»,
и в этом смысле не ограниченные такими рамками преобразования. На осн
ове целостных ситуацион¬но-зрительных обобщений, свойственных правому
полуша¬рию, развиваются свойственные левому формы логической категориз
ации, обеспечивающие произвольность воспроиз¬ведения информации из пам
яти. Создается впечатление, что в правом полушарии отношения выявляютс
я не с по¬мощью логических операций, а с помощью взаимодей¬ствия, опер
ирования реальными объектами, т. е. непосред¬ственно через движение и
динамику последовательных состояний. В этом случае константность воспр
иятия формы, возможно, основана на том, что объект воспри¬нимается в п
оследовательные моменты времени в динамике непрерывного изменения его
состояний (например, пово¬рота), что дает возможность отнести изображе
ние исход¬ного и конечного состояний (иногда совсем не похожих по форм
е друг на друга) к одному и тому же объекту.
Тесная связь левого полушария с речью обуслов¬ливает и его особое влия
ние на осознание процессов и явлений. Для ребенка характерна неосознан
ность его собственных мыслей, что, вероятно, является следствием нерас
члененности в его сознании названия и предмета.
310
С развитием речи происходит активизация связей определенных зон левого
полушария с речевыми зонами, что и обеспечивает осознание. Невербальн
ое, пространствен¬но-образное мышление, связываемое преимущественно с
правым полушарием, имеет особое, более тесное отно¬шение к осуществлен
ию неосознаваемой психической деятельности. Э. А. Костандов [140] счит
ает, что правое полушарие, являясь источником бессознательной моти¬вац
ии, вместе с тем вносит свой вклад в осуществление психических функций
и на сознательном уровне.
В разделе о мышлении уже говорилось о том, что процесс вычленения отно
шений представляет собой много¬кратный перевод информации из символьно
й формы в об¬разную. Один цикл такой трансляции требует участия как пр
авого, так и левого полушарий. В результате последую¬щих циклов может
достигаться переход к образам и симво¬лам другого уровня обобщенности,
т. е. могут включаться новые поля памяти—образной (справа) и символьн
ой (слева). Когда человек решает некоторую задачу, у него в соответств
ии с ее спецификой активизируется то одно, то другое полушарие. Наприм
ер, если в эксперименте испытуемым предлагалось мысленно воспроизвести
про¬цесс письма, то при этом центр активности регистриро¬вался в лево
м полушарии, если же они мысленно воспро¬изводили мелодию или вспомина
ли взаимное расположе¬ние многоцветных кубиков, показанных им перед эт
им, то центр активности перемещался в правое полу¬шарие.