СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Первый вопрос в ситуации приложения теории к человеческим проблемам ка
сается образования людей, призванных осуществлять планы. Эта статья по
свящается в первую очередь ознакомлению планировщиков с теорией, попыт
ке предоставить им по меньшей мере некоторые теоретические идеи. Однак
о в процессе реструктурирования большого города в течение 10-30 лет пл
аны и их исполнение должны пройти через головы и руки сотен людей и де
сятков комиссий.
Важно ли, чтобы правильные шаги предпринимались по правильным причинам
? Необходимо ли, чтобы те, кто будет пересматривать и выполнять планы,
понимали экологические концепции, направлявшие планировщиков? Должны
ли планировщики заложить в самую ткань исходного плана параллельные мо
тивы, которые соблазнят тех, кто придет позже, на выполнение плана по
причинам, сильно отличающимся от тех, которые вдохновили план?
Это древняя этическая проблема, и именно она озадачивает, например, ка
ждого психиатра. Должен ли он быть удовлетворен, если его пациент встр
аивается в нормальную жизнь по невротическим или несообразным причинам
?
Это не только этический в традиционном смысле, но также и экологически
й вопрос. Способы, посредством которых один человек влияет на другого,
- это часть экологии идей в их отношениях, а также часть большей экол
огической системы, внутри которой существуют эти отношения.
Самое суровое высказывание в Библии принадлежит Святому Павлу, когда о
н обращается к Галатам: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает". Эт
о высказывание применимо и к отношениям между человеком и его экологие
й. Бесполезно оправдываться, что конкретный грех загрязнения или экспл
уатации среды был совсем небольшим, ненамеренным или был совершен из л
учших побуждений. Бесполезно говорить: "Если не я, то это сделал бы кт
о-то еще". Экологические процессы поругаемы не бывают.
С другой стороны, когда горный лев убивает оленя, он определенно делае
т это не ради защиты пастбищ от сверхистощения.
Фактически проблема передачи наших экологических рассуждений тем, кого
мы хотели бы подтолкнуть в экологически "хорошем" (как нам кажется) н
аправлении, сама является экологической проблемой. Мы не находимся вне
той экологии, для которой планируем; мы всегда неизбежно являемся ее
частью.
Именно здесь таятся чары и ужасы экологии: идеи этой науки необратимо
становятся частью нашей собственной эко-социальной системы.
Мы живем в мире, отличающемся от мира горного льва, для которого эколо
гические идеи не являются ни наваждением, ни благословением. Для нас ж
е являются.
Я верю, что в этих идеях нет вреда и наша величайшая (экологическая) п
отребность состоит в распространении этих идей по мере их развития и п
о мере того, как они развиваются в (экологическом) процессе своего рас
пространения.