СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Итак, только достаточная психическая гибкость позво¬ляет сохранить ад
екватную модель мира, этому способ¬ствует понимание того, что мир меня
ется и мы меняемся вместе с ним — нет вечных и неизменных позиций: они
определяются и корректируются жизнью.
Искусство и творчество играют двоякую роль в систе¬мах психологической
защиты. С одной стороны, они по¬ставляют образцы для приспособления в
нутренней модели мира к удобной самооценке. Например, в рисунках и лит
ературном творчестве больных, страдающих бредом уродства, чаще всего а
втопортрет отражает в идеальном виде те части тела, которые по их мнен
ию уродливы. С другой стороны, процесс интеллектуального творчества сп
особствует самовыражению и повышает устойчивость человека к внутренним
конфликтам, выступая и как про¬филактика, и как компенсация. Например
, психодрама используется как метод облегчения катарсиса, так же как и
дискуссия, и ролевая импровизация. Для активного управления своим сос
тоянием и поведением, завоевания сознания, для нужных поступков, и обр
азов, чтобы они обрели прочность и устойчивость, их надо фиксировать с
ловами. Чем точнее и конкретнее словесные формулировки, тем легче чело
веку управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Испов
едь после нарушения любого социального табу — широко распространенный
обычаи. Рациональность исповеди
290
в подобных обстоятельствах связана с наблюдением, что после нее страда
ния, вызванные совершением плохого по¬ступка, облегчаются. В обществе
с жесткими нормами поведения у человека возникает множество скрытых, п
ри-глушенных конфликтов, которые питают враждебность, ненависть, озлоб
ление. В этой обстановке откровенная беседа при уверенности в сохранен
ии тайны раскрепо¬щает личность, вызывая своего рода духовный взрыв, и
создает атмосферу очищения. Человек, таким образом, освобождается от
своих отрицательных эмоций, а это сопровождается душевным подъемом.
Воспоминание и рассказ о тягостных обстоятельствах своей жизни и связа
нных с ними переживаниях вызы¬вают облегчение как частичное отреагиров
ание. При этом рассказывая кому-то о себе, человек поневоле становится
и слушателем. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться
в себе. Кроме того, он начинает по¬нимать, что рядом есть другой челов
ек, разделяющий его бремя по-братски, для которого его беды близки, а
переживания тяжелы. Надо учитывать и то, что нередко в процессе испов
еди человек расстается с тайнами, которые требуют специальных больших
усилий по их сокрытию, и это тоже способствует облегчению состоя¬ния.
Катарсис исповеди и признания и заключается в снятии различных форм на
пряжения путем разделения ноши с другим, переложения части ответственн
ости на другого.
В повседневном общении, стремясь не нанести ущерба своей репутации, оп
асаясь, что некоторые неблаговидные тенденции могут стать известными з
аинтересованным ли¬цам, в силу естественной стеснительности и т. п. че
ловек сопротивляется вторжению в свой внутренний мир, ста¬рается отвле
чь внимание от особо актуальных для него проблем. Возникающее сопротив
ление — не только поме¬ха желаемому воздействию, но и сигнал приближен
ия к действительно значимым для человека переживаниям. Сопротивление в
торжению во внутренний мир личности может принимать различные формы —
от явной агрессии до завуалированных форм уклонения от обсуждения наи-
более значимых проблем, иногда это даже особая по¬датливость, когда, с
о всем соглашаясь, человек не приемлет позиции убеждающего. Подобное с
опротивление су¬щественно меньше, когда беседа доверительная и велика
291
вероятность сохранения тайны. Поэтому легче изливать душу малознакомом
у лицу. Если мы ничего не знаем о человеке и скорее всего больше не вс
третимся с ним, то в беседе как бы образуется неопределенный фон, соз¬
дается ситуация, когда собеседник выступает как мане¬кен желаемого бли
зкого человека, со всеми его достоин¬ствами понимания, но без его недо
статков — возможности как-либо использовать полученную информацию впос
лед¬ствии.
Говорить о себе нелегко, нужно преодолеть внутрен¬ние препоны, связанн
ые со стыдом, страхом быть пре¬вратно понятым, трудностями выражения с
ловами чувств и переживаний. Однако откровенный разговор дает воз¬можн
ость человеку высказаться не только о совершенных поступках, но и об о
тброшенных возможностях, а это определенная форма отреагирования, умен
ьшающая дис¬сонанс между внутренними состояниями и реальными поступкам
и. Разрядка негативных чувств по отношению к окружающим во время откро
венной беседы приносит оп¬ределенное чувство облегчения, человек стано
вится спо¬койнее, теперь он способен на более объективную само¬оценку.
Иногда человеку не с кем поговорить или он не доверяет окружающим, тог
да ему полезно поговорить с самим собой, попробовать найти положительн
ые грани ситуации и вместе с тем извлечь пользу из неудач для повышени
я эффективности будущей деятельности.
При глубоких внутренних конфликтах в сознание (прежде чем существо тра
вмирующих моментов из него вытесняется) проникает слишком большое коли
чество ин¬формации, так как нарушена его избирательная способ¬ность. Э
то не только важная, но и второстепенная ин¬формация, и человек не спр
авляется с этой лавиной и ощущает перегрузку, переживая ее как смятени
е и хаос; функции, ранее выполнявшиеся автоматически, теперь становятс
я осмысленными и в результате этого утомитель¬ными [125]. В подобных с
лучаях внимание рассеи¬вается, память ухудшается. Учитывая все это и п
ринимая во внимание значение цели как фактора, организующего душевный
порядок, предохраняющего человека от тягост¬ного ощущения растерянност
и, попытайтесь помочь систе¬матизировать информацию в направлении знач
имой для индивида цели. При этом желательно изыскать и под-
292
сказать ему мотив, во имя которого он захотел бы добровольно изменить
свое поведение. Полезно оказать ему содействие в уяснении своих пробле
м и поддержку в укреплении чувства безопасности, проявляя при этом ува
жение, понимание и терпимость. В противном случае возросшее эмоциональ
ное напряжение помешает человеку реализовать свои способности, выявить
свои положитель¬ные моральные ценности. Разумная интерпретация проб¬л
емы способствует ее пониманию и усмотрению возмож¬ности решения.
Когда у человека обнаруживается нелучший стиль поведения, желательно н
е столько апеллировать к его сознательности, сколько стимулировать поз
навательные и творческие потребности, не повторять банальности о вреде
эгоизма, а сосредоточить его усилия на повышении ма¬стерства в своем
деле. Тогда у него появляются обосно¬ванные надежды и на рост уважения
к нему, и на повышение его удовлетворенности жизнью.
Задача состоит в устранении защитных тенденций, сковывающих творческие
возможности, и перестройке мотивационной структуры установки и притяз
аний. В не¬которых ситуациях целесообразно дать понять, что не всегда
необходимо вмешиваться, иногда надо уступить, поступиться своими удобс
твами и привилегиями, обнару¬жить в поведении выдержку, хладнокровие,
спокойствие и способность подождать. В подобном упорядочивании целей и
значимости поступков оказывается возможным весь объем сведений по неб
лагоприятным обстоятельствам воспринимать как отсрочку исполнения жела
ний, а непри¬ятности — как случайные эпизоды на пути к цели. Такого ро
да позиция помогает найти в себе силы и отложить стремление немедленно
го получения желаемого, тогда че¬ловек оказывается способным пережить
неудовольствие как временное на длинном и окольном пути к значимым дос
тижениям.
* * *
Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человек
а и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаим
оотношениях, помогает человеку эффективно адаптироваться к реаль-
293
ной жизни. Сознание создает возможность человеку выделить себя из сред
ы себе подобных, и вычленить взаимоотношения с ними, проводить мысленн
ые экспери¬менты, анализировать их результаты без физических контактов
с внешней средой, осуществлять самоконтроль (оценку своих действий, к
ритику их) и производить экст¬ремальную регуляцию собственных действий
при затруд¬нениях.
Самосознание реализуется в построении жизненных перспектив — синтезе п
редставлений человека о своем прошлом, настоящем и будущем. Оно выступ
ает как механизм интеграции личности в разных формах ее прояв¬ления ка
к в профессиональных, так и социальных ро¬лях.